¬ большинстве стран с высокоразвитым футболом самой подход¤щей формой при подготовке футболистов молодых считают детские футбольные школы. ¬ »талии например, за истекшие дес¤тки лет стали создавать подобные школы, которые называют там группами по подготовке молодых футболистов. ¬ прошлом году при различных клубах действовало более 1000 таких групп.
¬ »талии есть специальный центр, который координирует работу штатных тренеров федерации, отвечающих за подготовку детей. ¬ разных городах они отбирают наиболее способных 8Ч12-летних реб¤т. «атем маленьких Ђзвездї (80Ч90 человек) собирают и устраивают дл¤ них специальный конкурс. ¬ дальнейшем специалисты посто¤нно держат их под наблюдением. роме того, тренерам всех команд четырех лиг »талии вменено в об¤занность присылать подробные характеристики на трех, по их мнению, лучших юношей, наход¤щихс¤ в их поле зрени¤.
¬ јнглии нет подобных футбольных школ, зато дес¤тки лет существует футбольна¤ ассоциаци¤ школьников, в которой из года в год занимаетс¤ полтора миллиона детей 9Ч10-летнего возраста. ‘едераци¤ принимает участие и в подготовке инструкторов по футболу на летний период из числа преподавателей. роме того, врем¤ от времени приглашаютс¤ в качестве преподавателей тренеры и ведущие футболисты. ¬ плотно населенных городских районах устраиваютс¤ игры на первенство района даже дл¤ 9Ч10-летних реб¤т. ј лучшие юные футболисты принимают участие в играх в составе сборных команд районов, городов и т. д. Ѕолее того, учащиес¤ средних школ в составе сборной страны участвуют в международных соревновани¤х. ѕодобным образом организованы зан¤ти¤ школьников и в Ўотландии. ¬ насто¤щее врем¤ в этих странах создают центральные футбольные школы, в которых происходит подготовка футболистов 13Ч16-летного возраста, получающих как специальное (футбольное) образование, так и общее.
ќчень интересен опыт подготовки юных футболистов и у наших друзей из ¬енгерской Ќародной –еспублики. ѕоучитьс¤ у них есть чему. ¬енгры трижды олимпийские чемпионы (1952, 1964 и 1968 гг.). ќни имеют в своем активе победы над сильнейшими сборными мира, в том числе над представител¤ми родины футбола Ч јнглией с крупным счетом 7:1. Ќа сайте изложен весь процесс подготовки. ажда¤ из статей рассказывает о своей проблеме, но они не разобщены, не независимы, а, наоборот, дополн¤ют одна другую, представ뤤 таким образом единое целое.
јвторы статей Ч квалифицированные специалисты футбола. Ёто:
янош ѕалфаиЧ общегосударственный инспектор венгерской федерации футбола; он знакомит нас с научными экспериментами при подготовке 10Ч 14-летних венгерских футболистов;
јндраш «алка, доцент »нститута физической культуры, в своей статье, написашюй на основании научного и практического опыта, знакомит с самыми современными методами и способами обучени¤ технике игры в футбол и приобретени¤ технических навыков;
алман ѕрайнер, в прошлом тренер молодежной сборной, а в насто¤щее врем¤ один из руководителей будапештского клуба Ђ√онведї, каса¤сь проблем подготовки молодых футболистов, указывает на взаимосв¤зь факторов, играющих основную роль в футболе;
јнтал “гоманн, тренер сборной молодежной страны по футболу, обобщает методы и возможности совершенствовани¤ физических способностей молодых футболистов;
Ѕела √олтл, преподаватель »нститута физкультуры, рассказывает о комплексных упражнени¤х, о методах их применени¤, а также о включении этих методов в тренировочный процесс;
ƒьердь √оргитаи, сотрудник ÷ентральной спортивной школы, делитс¤ со своими коллегами-тренерами полезными советами п практическими указани¤ми по определению способностей молодых вратарей, а также рассказывает об их подготовке;
“ибор »ванич, преподаватель физического воспитани¤, останавливаетс¤ па проблемах планировани¤ тренировок молодых футболистов;
“омаш ƒьенеш, ведущий тренер ÷ентральной спортивной школы. ”дел¤ет внимание вопросам отбора молодых футболистов, вступительным экзаменам, оценке спортивных достижений;
доктор ѕандор јрк, врач будапештского спортивного клуба Ђ¬ашашї, одновременно и врач молодежной сборной страны по футболу, знакомит нас с подготовкой молодых футболистов с позиций спортивною врача.
—айт содержит интересные сведени¤ по методике обучени¤ и подготовке футболистов детского, подросткового и юношеского возрастов. ÷енность книги, в отлично от других ей подобных, прежде всего в том, что нет в ней всем хорошо известных описаний различных способов ведени¤ игры и выполнени¤ технических приемов; нет здесь и общих призывов о необходимости повышени¤ тех или иных качеств, а есть опыт, основыва¤сь на котором авторы рассказывают о средствах повышени¤ технической, тактической, физической и психологической подготовки юных. роме того, большое количество самых разнообразных упражнений по технике, тактике и физической подготовке, а также обилие рисунков и схем дают богатый материал дл¤ практической работы тренеров. «аслуживают внимани¤ эксперименты по обучению занимающихс¤ ударам внутренней стороной стопы и серединой подъема, проведению двусторонних игр на небольших площадках с командами по 7 игроков (мини-футбол), опыт по обучению юных атакующим и защитным действи¤м и опыт воспитательной работы.
¬ разделе, посв¤щенном технической подготовке, раскрываютс¤ способы обучени¤ отдельным техническим приемам различным их сочетани¤м, таким, как .например, остановка м¤ча, ведение и удар и т. п. ¬ раздело о тактической подготовке удел¤етс¤ внимание Ђигровойї ловкости, способам ее развити¤, а также даютс¤ рекомендации, способствующие взаимопониманию игроков и их правильному выбору позиций.
¬ других разделах сайта рекомендуютс¤ упражнени¤ дл¤ воспитани¤ отдельных физических качеств, комплексного развити¤ физических качеств в игровой форме, естественной и привычной дл¤ реб¤т. Ёто об¤зательно нужно иметь в виду нашим тренерам, так как нередко приходитс¤ слышать: ЂЅыл юношей Ч играл, а вырос Ч и затер¤лс¤. ¬ чем причины?ї. ј не в том ли, что мы порой занимаемс¤ Ђнатаскиваниемї и забываем, что реб¤та должны испытывать прежде всего радость, удовлетворение от выполн¤емых движений.
ќчень интересны материалы, посв¤щенные отбору молодых футболистов, а также подготовке вратарей. ¬ них привод¤тс¤ таблицы нормативов. Ќапример, с помощью антропометрических, физических, специальных данных можно в какой-то мере составить (не на глазок) футбольную перспективу новичка. ƒовольно подробно освещаютс¤ также вопросы планировани¤ учебно-тренировочных зан¤тий и медицинского контрол¤. расной нитью по всему сайту проходит иде¤ о вдумчивом отношении тренера к работе с юными футболистами с учетом их индивидуальных особенностей, контролем за их спортивной формой и здоровьем. ѕусть не смущают посетител¤ выражени¤ типа Ђзакладка основї, Ђвыработка спортивной формыї, Ђловка¤ и неловка¤ ногаї, которые легко соотнос¤тс¤ с нашей терминологией. ƒумаю, что сайт принесет пользу тренерам, работающим по только в детском и юношеском футболе, но и в командах мастеров, а также инструкторам команд коллективов физкультуры. » каждый из них может извлечь из этого опыта то, что он считает необходимым.
|